С момента появления микропроцессора и, тем более, после цикла бума и спада доткомов в 90-х годах экономика трансформировалась из экономики, основанной на товарах длительного пользования, активах и возобновляемых материалах, в экономику, почти полностью сосредоточенную на цифровых технологиях и инфраструктуре. После того, как компании из списка Fortune 500 превратились в пепел, поскольку инновационные стартапы поглотили все большую часть экономического пирога, многие из которых, такие как Netflix против Blockbuster, онлайн-новостей или AirBnb против любой гостиничной сети, просто убрали реальные физические затраты на реальные имущество.
Эта тенденция ускоряется. Сегодня все должно быть легким и цифровым. Как говорится, «программное обеспечение пожирает мир», и цифровая трансформация была темой выбора для крупных организаций и лидеров отрасли на протяжении большей части двух десятилетий.
Конец доминирования цифровых технологий?
Но эпоха цифровой трансформации подходит к концу. Больше не «достаточно» сосредоточиться на цифровых технологиях и повышении эффективности операций, производства, цепочек поставок и т. д. Программное обеспечение служит определенной цели, но только до определенного момента. В конце концов, эффективность выходит на первый план, и другие приоритеты важнее переноса вещей в облако или систематизации процессов. Мы вступаем в эту эпоху.
Это больше не вопрос о том, кто предлагает штаны на 5% дешевле, двухдневную доставку или лучший пользовательский опыт. В большинстве отраслей это ставки на столе, и потребители начинают требовать больше, особенно в области изменения климата. Даже в таких недорогих заведениях быстрого питания, как Burger King, люди платят больше за растительное мясо, чем за его более загрязняющего окружающую среду конкурента из настоящего мяса. Представьте себе, когда эти более устойчивые заменители мяса достигнут истинного паритета затрат.
Просто посмотрите на Tesla. Поскольку стоимость производства снизилась, спрос резко вырос, что привело к дальнейшему снижению цены. В конце 2020 года компания Tesla стоила больше, чем следующие шесть автопроизводителей вместе взятые, и все больше и больше автомобилей, приобретаемые каждый год, не работают на ископаемом топливе.
Это огромный шаг, и каждый день таких примеров становится все больше в каждой отрасли, поскольку организации стремятся привлечь современных, заботящихся об окружающей среде потребителей. Даже такие компании, как Facebook*, Uber, Amazon, IBM, Microsoft и Adobe, присоединяются к The Climate Pledge за углеродную нейтральность. Это означает согласие на:
- Измерение выбросов парниковых газов и информировании о них на «регулярной основе».
- «Декарбонизацию» операций за счет сочетания «повышения эффективности, возобновляемых источников энергии, сокращения материалов и других стратегий по сокращению выбросов углерода».
- Приобретение «дополнительных, поддающихся количественной оценке, реальных, постоянных и социально выгодных компенсаций» за любые выбросы углерода, которые компания не может оперативно устранить к 2040 году.
Это большой шаг, но здесь делают большие успехи, потому что каждый хочет не только быть частью решения, но, по крайней мере, не рассматриваться как часть проблемы. Плюс это отличный пиар. Возможно, еще более важными являются инвесторы и фонды. Акции ESG растут, LP отказываются от нефти и газа, а большинство венчурных капиталистов и основателей стартапов категорически отказались от финансирования из триллионного фонда национального благосостояния Саудовской Аравии — одного из крупнейших (и самых грязных) пулов капитала в мире.
Это только начало
Covid-19 был своего рода проверкой изменения климата. Мы столкнулись с ужасным врагом, который потряс основы нашего общества, напрягая институты и организации, на которые мы полагаемся в плане выживания. Но благодаря солидарности и объединенным усилиям, благодаря инновациям и трудному выбору нам удалось выстоять и разработать жизненно важные вакцины в рекордно короткие сроки.
Но изменение климата гораздо более разрушительно, и, по крайней мере, на начальном этапе оно гораздо менее ощутимо. Это то, что мы действительно видим только задним числом — когда уже слишком поздно. Предстоит многое сделать, если мы хотим ограничить глобальное повышение температуры до приемлемого для жизни уровня. Вот почему сегодня мы должны действовать как потребители, как руководители бизнеса, как граждане. Эта планета — наше будущее, будущее наших детей и их детей. Это наследие, которое мы оставляем будущим поколениям.