В 2022 году социальная вселенная выглядит более впечатляюще, чем в предыдущие годы. Масштаб платформ Meta* по-прежнему доминирует благодаря их глобальному охвату, но есть ряд небольших сетей, ведущих борьбу за долю рынка. В инфографике представлен обзор популярных платформ, сгруппированных по размеру активной базы пользователей.
YouTube - единственная реальная конкуренция Meta за масштаб и охват. Центр видеоконтента Alphabet с социальными функциями насчитывает более двух миллиардов активных пользователей в месяц. Как видно из приведенной выше визуализации, в Китае существует собственная экосистема крупных социальных платформ и платформ обмена сообщениями, крупнейшей из которых является WeChat. Единственная платформа в топ-20, которая не базируется ни в США, ни в Китае, - это приложение для обмена сообщениями Telegram, ориентированное на конфиденциальность. Базирующаяся в Дубае компания имеет уникальную предысторию. Она была создана после того, как основатели российской социальной сети "ВКонтакте" покинули страну, сопротивляясь давлению правительства, требующего передать данные о ее пользователях в Украине.
Сегодня существует также ряд небольших платформ для особых интересов. Например, OnlyFans ориентирована на создателей контента для взрослых. Parler и Truth Social привлекают пользователей, которые хотят меньше ограничений на публикуемый и потребляемый контент. BeReal стремится создавать более аутентичные моменты, предлагая пользователям публиковать фотографии в произвольное время только один раз в день без возможности их редактирования.
Иметь номинального генерального директора - палка о двух концах. Когда дела идут хорошо, рынок сплачивается вокруг успешного лидера. Показательный пример: Марк Цукерберг был назван человеком года по версии журнала Time в 2010 году. Совсем недавно, в 2016 году, Glassdoor назвала основателя Facebook** "самым уважаемым техническим директором".
С другой стороны, когда ситуация меняется, она меняется быстро. После серии споров Цукерберг рискнул несколькими миллиардами долларов, переименовав свою компанию в Meta и сосредоточив ее внимание на растущей идее метавселенной. По слухам, платформа Meta New Horizons достигла уровня около 200 000 активных пользователей, что не вызывает восторга у компании, которая по-прежнему привлекает значительную часть человечества своими другими сервисами. Частично причина этого провала состоит в том, что самая дешевая гарнитура Meta стоит 400 долларов США, что может оказаться непростой продажей в сегодняшних экономических условиях. Конечно, еще слишком рано говорить о том, окупится ли авантюра Цукерберга. Как всегда, все прощается, как только бизнес-единица взлетает и становится прибыльной.
У Twitter сложная история. Компания была запущена в тени масштабного роста Facebook и была обременена ожиданиями, которые было трудно оправдать. Хотя Twitter имеет заинтересованную и влиятельную аудиторию, ему не удалось монетизировать свой проект на уровне платформы Meta (к лучшему или к худшему). Внедрение Twitter Blue в 2021 году не нашло отклика у пользователей в том масштабе, на который надеялась компания, и "флоты", по сути, были списаны как неудачный эксперимент.
Кроме того, Twitter притягивает критику и дебаты о свободе слова, отчасти из-за его центрального места в политическом дискурсе. Эти проблемы напрямую связаны с недавней продажей компании Илону Маску. На момент написания этой статьи Twitter находится в эпицентре болезненной и очень публичной внутренней реструктуризации. Если верить сообщениям об исходе талантов и рекламодателей, то будущее одной из самых влиятельных в мире платформ социальных сетей может оказаться под угрозой.
Facebook и связанные с ним приложения всегда доминировали в социальных сетях. Когда появлялся новый претендент, Facebook либо приобретал его (Instagram, WhatsApp), либо добавлял их функции (Snapchat). TikTok - первый претендент на сохранение своего импульса и роста, несмотря на то, что Instagram внедрил очень похожие функции.TikTok также является редким случаем выхода китайского технологического продукта на западные рынки. Однако господство TikTok не обошлось без споров. Подозрения по поводу доступа китайцев к пользовательским данным продолжают оставаться проблемой как в США, так и на других крупных рынках по всему миру. TikTok запрещен в Индии с 2020 года.Несмотря на эти препятствия, TikTok остается невероятно популярным. Платформа для создания короткометражных видеороликов была самым загружаемым приложением на планете, и она остается фаворитом важнейшей демографической группы поколения Z.
В последние годы социальные сети, основанные на соседстве, возникли и набрали обороты. NextDoor использовал физические письма, отправляемые на соседние адреса, чтобы ускорить свой рост, в то время как Neighbours компенсировали популярность камер дверного звонка Ring. Хотя участники публикуют сообщения на более приятные темы, такие как потерявшиеся кошки и где найти хорошего сантехника, преступность также становится все более распространенной темой. Такие приложения, как Neighbours и Citizen, больше внимания уделяют преступности и безопасности и рост числа этих приложений отражает очевидный интерес к предотвращению преступлений. Этот тип социальных сетей все еще довольно новый, поэтому еще неизвестно, останутся ли они нишевыми сообществами или перерастут во что-то большее.
В настоящее время крупнейшие платформы создали препятствия, которые усложняют жизнь начинающим брендам, стремящимся заменить устоявшиеся платформы. С другой стороны, разногласия на таких платформах, как Twitter и Facebook, могут заставить некоторых пользователей рассмотреть новые варианты. Вопрос стоимостью в несколько миллиардов долларов США — является ли неудовлетворенность основными платформами временной, или развивающиеся сети, такие как Mastodon или BeReal, достигнут критической массы и станут новыми основными продуктами для людей в онлайн жизни. Время покажет.