Почему долг Америки не перестает расти?
Долг государственного сектора был спорной темой на протяжении многих лет. В то время как некоторые считают, что чрезмерное государственное заимствование может быть вредным в долгосрочной перспективе, другие утверждают, что оно действует как мощный инструмент для стимулирования роста. В США, похоже, утвердилась последняя точка зрения. С 20080-го года государственный долг Америки вырос почти на 200%, достигнув 27 триллионов долларов по состоянию на октябрь 2020 года. Чтобы лучше понять эту природу постоянно растущего долга, в этой инфографике подробно рассматриваются различные бюджетные данные США, включая бюджетный баланс за 2019 год.
Долг Америки против ВВП
Государственные долги часто представлены невероятно большими числами, что затрудняет их понимание. Сравнивая долг Америки с ее годовым ВВП, мы можем лучше понять относительный размер финансовых обязательств страны. В этом контексте долг США был относительно умеренным в период с 1994 по 2007 год, составляя в среднем 60% ВВП за этот период. Это соотношение резко изменилось во время мирового финансового кризиса, когда к 2012 году долг достиг 95% ВВП. С тех пор долг Америки только увеличился в относительном размере. В апреле 2020 года, когда пандемия COVID-19 разгорелась в полную силу, он достиг рекордных 122% ВВП. Сначала это может показаться тревожным, но есть несколько успокаивающих моментов.
Во-первых, есть много других стран с развитой экономикой, которые также преодолели отметку в 100% отношения долга к ВВП. Наиболее примечательной является Япония, где отношение долга к ВВП превысило 200%. Более того, это не первый раз, когда Америка оказывается в такой ситуации — к концу Второй мировой войны отношение долга к ВВП достигло пика в 106%, а затем упало до исторического минимума в 1970-х годах.
Что мешает долгу уменьшиться?
Хотя США постоянно выплачивают часть своего долга, общая сумма долга увеличивается каждый год с 2001 года. Это связано с тем, что федеральное правительство постоянно испытывает дефицит бюджета, то есть тратит больше, чем зарабатывает. Во время экономических кризисов этот дефицит может стать невероятно большим.
После мирового финансового кризиса в 2009 финансовом году США зафиксировали годовой дефицит в размере 1,4 триллиона долларов. Во многом это произошло из-за Закона о восстановлении и реинвестировании в размере 787 миллиардов долларов от 2009 года, который предусматривал налоговые скидки и другие экономические льготы.
В экономической битве против воздействия COVID-19 границы раздвинулись еще больше. Годовой дефицит на 2020 финансовый год составляет ошеломляющие 3,1 триллиона долларов, что является самым большим показателем за всю историю. Вкладом в этот исторический дефицит стал закон CARES на сумму 2 триллиона долларов, который оказал широкомасштабную поддержку всей экономике США.
Анализ финансового баланса за 2019 год
Даже в период между этими двумя экономическими кризисами государственные расходы по-прежнему превышали доходы. Чтобы узнать больше, мы разбили бюджетный баланс 2019 года на его различные компоненты.
Федеральные расходы
Общие расходы в 2019 финансовом году составили примерно 4,4 триллиона долларов, и их можно разбить на три компонента.
Первый компонент — это обязательные расходы, на долю которых приходится 62% от общей суммы. Обязательные расходы регламентируются законом и включают финансирование важных программ, таких как социальное обеспечение. Самой большой категорией здесь было здравоохранение с финансированием в размере 1,1 триллиона долларов на такие программы, как Medicare и Medicaid. Социальное обеспечение, которое обеспечивает выплаты пенсионерам, было вторым по величине в размере 1,0 триллион долларов.
Второй компонент — дискреционные расходы, на долю которых приходится 30% от общей суммы. Дискреционные расходы ежегодно определяются Конгрессом и Президентом. Категория «Оборона» составляет 677 миллиардов долларов, что составляет более половины общих дискреционных расходов. Эти средства распределены между пятью видами вооруженных сил США: армией, корпусом морской пехоты, флотом, военно-воздушными силами и космическими силами.
Третьим компонентом расходов являются чистые процентные расходы по существующему государственному долгу. В 2019 финансовом году это было примерно 327 миллиардов долларов.
Федеральные доходы
Доходы в 2019 финансовом году отстали от общих расходов и составили примерно 3,5 триллиона долларов. Эти потоки можно отнести к шести категориям.
Доходы в подавляющем большинстве зависели от индивидуального подоходного налога и налога на заработную плату, которые вместе составляли 86% от общей суммы. Налоги на прибыль корпораций составляли всего 7%.
Является ли долг Америки причиной для беспокойства?
Общий консенсус после событий 2008 года заключается в том, что крупное фискальное стимулирование (поддерживаемое государственными заимствованиями) эффективно ускорило последующее восстановление.
Сейчас, столкнувшись с пандемией, вполне вероятно, что многие американцы поддержат идею создания больших дефицитов для стимулирования экономики. Например, опросы, опубликованные в июле 2020 года, показали, что 82% американцев хотели бы, чтобы федеральные меры помощи были продлены.
Тем не менее, выходя за рамки COVID-19, можно обнаружить некоторые предупреждающие знаки. Одним из частых критических замечаний по поводу постоянно растущего государственного долга являются связанные с ним процентные расходы, которые могут поглотить инвестиции в другие области. На самом деле последствия этой дилеммы уже становятся очевидными. За последнее десятилетие США потратили на проценты больше, чем на такие программы, как льготы для ветеранов и образование.
Учитывая, что в обозримом будущем ожидаются низкие процентные ставки, федеральное правительство, вероятно, сохранит большой годовой дефицит — по крайней мере, до тех пор, пока последствия COVID-19 полностью не исчезнут. Возможно, после того, как этот кризис закончится, наступит время оценить долгосрочную устойчивость растущего государственного долга Америки.