Рейс Ryanair 4978 подвергся угрозе взрыва в воздушном пространстве Беларуси 23 мая, и его сопровождал в Минск истребитель МИГ-29, где был задержан оппозиционный активист Роман Протасевич вместе со своей девушкой. Осуждение эпизода было быстрым: президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен описала "угон самолета Ryanair белорусским режимом как нападение на демократию", в то время как президент США Джо Байден осудил его "самым решительным образом". Мероприятие послужило напоминанием о том, что некоторые участки международного воздушного пространства несут неотъемлемый уровень риска для пассажирских рейсов.
Случаи "воздушного пиратства" являются редкими на протяжении многих лет, но инцидент Ryanair имеет поразительное сходство с другой вынужденной диверсией, которая произошла в июле 1971 года. Это был рейс BOAC с двумя мужчинами, которые были связанными с неудачной попыткой государственного переворота в Судане. Рейс вынудили приземлиться в Бенгази, в Ливии, управляемой режимом Каддафи. Эти люди были переданы Судану и немедленно казнены по приказу нового президента страны. Совсем недавно попадание ракеты в международный рейс 752 Украины над Тегераном в 2020 году и уничтожение рейса 17 Malaysia Airlines над Украиной в 2014 году показали, что конфликты и геополитическая напряженность также представляют опасность для коммерческих авиалайнеров.
Другие известные случаи на протяжении истории включают USS Vincennes, сбивший рейс 655 Iran Air в 1988 году с потерей всех 290 человек на борту, а также рейс 007 Korean Air Lines, который был сбит советским истребителем СУ-15 в 1983 году со всеми 269 членами экипажа и пассажирами на борту. Учитывая эти инциденты и недавний шок, исходящий от Беларуси, какие части мира представляют наибольший риск для гражданского воздушного движения в 2021 году? Основная часть предупреждений о безопасности воздушного пространства публикуется США (FAA), Великобританией (DFT), Германией (BMVI) и Францией (DGAC), и они были объединены Базой данных зон конфликтов и рисков по трем уровням классификации рисков.
Первая и наиболее строгая классификация - это уровень 1, который включает в себя умеренный уровень риска, когда авиакомпаниям настоятельно рекомендуется полностью избегать воздушного пространства. Классификация обусловлена крайне нестабильными событиями на земле и возможностью того, что группировки обладают ПЗРК (переносными зенитно-ракетными комплексами) или другими ракетами класса "земля-воздух". Ливия, Иран, Сирия и Йемен в настоящее время классифицируются как риск 1-го уровня. Уровень 2 включает оцененные предупреждения для определенных участков воздушного пространства или высот с Афганистаном, Беларусью, Северной Кореей и Украиной среди стран, классифицированных как таковые. Уровень 3 является наименее строгой классификацией, которая включает в себя состояние осторожности, когда проверка безопасности должна проводиться перед полетами в воздушном пространстве страны.